Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Строим миры на страницах

Создание мира (от англ. world building) – это одно из сложнейших и важнейших умений грамотного сценариста. Великолепный сценарий так сильно погружает читателя в историю, что он забывает о том, что над этим текстом работал человек или трудилась команда авторов. Чтобы и ваша история получилась такой же особенной, вы, как сценарист, должны быть экспертом в том мире, который создаёте на страницах. Но как правильно создавать мир, не упуская главное и не спотыкаясь на излишних деталях? Коллеги с образовательного портала nofilmschool создали универсальный шаблон, а мы перевели его. Он призван помочь улучшить ваш писательский навык миропостроения.

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Что означает «создание мира»?

Создание мира, миропостроение, конструирование мира – это многоуровневый процесс использования собственного воображения для создания уникального и несуществующего в реальности мира или целой вселенной. В художественной литературе, кино и телевидении этот процесс помогает зрителям погрузиться внутрь истории и сосредоточиться на повествовании. В зависимости от того, насколько продуман ваш художественный мир, настолько и приглашение читателя в него будет эффективным.

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Почему создание мир так важно?

Каждый раз, когда вы начинаете печатать на клавиатуре или пишите ручкой по бумаге – вы создаёте мир. Придумывание истории значит создание мира. Это значит, что вам, как автору, крайне важно думать о мире не меньше, чем о персонажах в нём. В каком мире будут жить ваши герои?

Вполне возможно, что до этого момента вы не придавали построению мира должного значения, и это может быть основной причиной, которая вас стопорит.

Мир истории определяет персонажей, сюжет, тон и жанр. И неважно, о чём вы пишете – вы всегда создаёте мир.

Как создать мир в разных жанрах

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Когда мы слышим словосочетание «создание мира», в первую очередь в наших головах возникают жанры научной фантастики или фэнтези с их невероятными и причудливыми мирами. Но на самом деле любой сценарий, вне зависимости от жанра, в котором он написан, нуждается в создании мира.

Да, в большинстве сценариев, которые мы пишем, созданный мир отражает реальный мир, тот, в котором мы живём. Но то, что отличает хороший сценарий от неудачного, заключается в том, как этот мир устроен.
Например, пустынный ландшафт в «Во все тяжкие» выглядит совсем иначе, чем в мультфильмах про Хитрого койота и Дорожного бегуна. Потому что их миры выстроены по-разному.

Мир «Голодных игр» – это Земля условного будущего, но выглядит она совсем иначе, чем мир футуристического «Бегущего по лезвию 2049».

Но всё это примеры миров, пусть и уникальных, но построенных на основе нашей с вами планеты.

А как быть, если нам придется строить совершенно новый мир?

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

В таких историях, как «Хроники Нарнии», «Властелин колец» и «Звёздный путь», вам приходится создавать новые миры с нуля.

Хотя места и планеты, которые посещают ваши герои, могут быть похожи на Землю, вы должны обязательно показать, что это всё-таки не планета Земля, они отличаются от нашего «голубого шара». Что делает их особенными?

Давайте рассмотрим некоторые инструменты, которые помогут вам чётко определить мир вашей истории.

Шаблоны для создания мира (и другие советы и инструменты)

Теперь, когда мы определились с терминами и основами миропостроения, рассмотрим некоторые инструменты, которые можно использовать, чтобы сделать миры, в которых обитают ваши персонажи, более аутентичными.

1. Создайте карту

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Карты (в большей степени топографические) позволяют наглядно изложить ваши идеи на бумаге и помогают всем читателям и потенциальным зрителям понять, где и что находится в вашем мире. Также они могут вас выручить в процессе мозгового штурма, во время работы над историей. Подумайте о том, как карты помогают во «Властелине колец», «Игре престолов» или как устроены «карты времени» в «Мстителях: Финал» или «Назад в будущее».

Совершенно необязательно включать карту в сам сценарий, но она определенно должна быть частью библии или питч-документа. Станьте на время картографом или топографом (возможно, я ошибаюсь в дисциплинах, не судите строго), чтобы наилучшим образом понять, насколько широка ваша история и сколько времени требуется героям, чтобы добраться до того или иного места.

2. Перепишите физические законы

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Одна из базовых вещей, которую необходимо сделать, когда вы погружаетесь в свою историю, тон которой отличается от реальной жизни, – сядьте и пропишите законы физики этого мира. Ваши герои живут в мире «Крепкого орешка» или «Человека Паука», где взрывы – это круто и не причиняют вреда людям?

Или вы прочно опираетесь на реальность, как в фильме «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу? А может быть экспериментируете с мультяшным миром?

Как бы то ни было, со всем этим следует разобраться уже на первой странице. Обязательно сообщите об этом читателю. А дальше придерживайтесь установленных законов в каждом моменте своей истории.

3. Постройте временную шкалу

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Иногда, чтобы понять мир, который вы создаёте, нужна хронология событий. Вспомните такие истории, как «Игра престолов» и «Терминатор». В каждой из них есть определённые даты и временные периоды, которые имеют значение для настоящего времени.

Временная шкала поможет вам понять, как персонажи смотрят на мир и какие проблемы могут повлиять на него с течением времени.
Подумайте о Гарри Поттере. Мы постоянно отслеживаем, кто такой Волан-де-Морт, откуда он взялся и когда всё произошло. То же самое касается и библейских эпосов. Это Ветхий или Новый Завет?

Постарайтесь установить временную шкалу в любом мире, который вы создаёте.

То же самое относится и к событиям, происходящим на Земле. Мы хотим знать временной период и то, чего следует ожидать. Если вы приступаете к эпопее, не бойтесь подготовить почву – придумайте, какие события произошли много лет назад и как они влияют на происходящее сейчас.

4. Подумайте о социологии

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

В каком обществе живут ваши герои? Это утопия или диктатура? Попробуйте использовать государственную систему, законы, правила и религию в своих интересах.

Придумайте сложные детали того, как люди взаимодействуют, организуются и функционируют в этих воображаемых обществах. Подобно тому, как писатели и авторы создают физические ландшафты и истории для своих вымышленных миров, они также создают социальные ландшафты, которые формируют жизнь их персонажей.

20 распространенных ошибок в построении мира

Шаблон «миропостроения» для кинематографистов – как создать уникальный мир в своём сценарии

Построение мира – сложный и полезный процесс, но он не лишён подводных камней. Вот несколько распространенных ошибок, на которые следует обратить внимание при создании вымышленных миров:

  • Информационная свалка: представление всех деталей вашего мира в одной огромной информационной куче может перегрузить читателей или зрителей. Вместо этого органично распределяйте информацию по всему повествованию
  • Несоответствия и алогичность: неспособность сохранить последовательность в правилах, культурах или технологиях вашего мира может сбить с толку и разочаровать вашу аудиторию. Занимайтесь «библией» миропостроения, чтобы отслеживать детали
  • Чрезмерный акцент на деталях: хотя детали важны, слишком много мелочей может затянуть повествование. Сосредоточьтесь на том, что имеет отношение к истории и персонажам
  • Отсутствие внутренней логики: у вашего мира должны быть свои правила, которые имеют смысл в рамках его контекста. Избегайте введения элементов исключительно для удобства, если они противоречат установлённым правилам
  • Копирование культур реального мира: вдохновляться – это прекрасно, но прямое копирование культур реального мира без глубины или чуткости может привести к стереотипам и культурному присвоению
  • Игнорирование социального влияния: если не учитывать, как уникальные элементы вашего мира влияют на его общество, можно создать нереалистичный или поверхностный сеттинг (прим. место, время и условия действия)
  • Одномерные персонажи: даже в самых проработанных мирах историей управляют персонажи. Убедитесь, что они обладают глубиной, развитием и мотивами, а не являются функцией в больших событиях вашего мира
  • Пренебрежение последствиями: действия должны иметь последствия, будь то технологический прогресс, магические способности или изменения в обществе. Эти последствия определяют сюжетные линии
  • Чрезмерно сильные персонажи или технологии: Создание персонажей или технологий без каких-либо ограничений может снизить напряжение и конфликт, уменьшить ставки истории
  • Забыть о мирском: не каждый аспект вашего мира должен быть фантастическим. Не забывайте про обыденные детали, такие как еда, одежда и распорядок дня, чтобы придать своему миру основательность
  • Слишком сложные имена и названия: уникальные наименования могут придать изюминку, но чрезмерно сложные или непроизносимые имена и названия могут отпугнуть читателей или зрителей
  • Отсутствие разнообразия: отсутствие разнообразия взглядов, культур и опыта может привести к созданию однородного мира, которому не хватает аутентичности
  • Игнорирование эволюции: общества и культуры со временем развиваются. Статичные миры могут показаться нереалистичными. Покажите, как ваш мир меняется и приспосабливается к обстоятельствам
  • Концентрация исключительно на визуальных эффектах: визуальные детали важны, но пренебрежение другими чувствами, такими как запах, звук и осязание, может привести к тому, что ваш мир будет казаться двухмерным
  • Слишком подробное объяснение магии или технологии: исчерпывающее объяснение каждого магического или технологического аспекта может лишить вас (и читателей, и зрителей) ощущения чуда и открытий
  • Нет места для воображения: не рассказывайте все детали в подробностях. Оставляя некоторые аспекты открытыми для интерпретации, вы можете задействовать воображение и фантазию аудитории
  • Перегруженность фэнтезийными клише: хотя определенные фэнтезийные или научно-фантастические тропы популярны не просто так, полагаясь исключительно на них, ваш мир может показаться неоригинальным
  • Почему сейчас?: должна быть веская причина, по которой действие вашей истории происходит в другое время или в другом месте. Убедитесь, что сюжет имеет значение для вашего мира. «Бегущий по лезвию» – это будущее, потому что нам нужны репликанты. Действие «Маленьких женщин» происходит в прошлом, потому что нам нужно увидеть, как общество притесняет женщин (в большей степени, чем сегодня)
  • Плохие стереотипы: Джа-Джа Бинкс выглядит как бесчувственный стереотип ямайца в космосе. И это не только в далёкой-далёкой галактике. Многие начинающие писатели создают новые породы или инопланетян, основываясь на стереотипах, которые они видят в других вероисповеданиях или расах. Это оскорбительно и лениво. Старайтесь избегать этого
  • Магия / Технология разрушает логику: если в вашей истории есть магия или технология, убедитесь, что она не настолько всемогуща, чтобы противоречить логике мира. В «Гарри Поттере» есть правила о том, чего нельзя делать с помощью магии. Машине времени в «Назад в будущее» требуется определённое количество энергии для запуска

Помните, что построение мира – это баланс между созданием захватывающей среды и рассказыванием захватывающей истории. Осознание этих ошибок поможет вам избежать распространённых ловушек и создать более яркий и привлекательный вымышленный мир.

Источник: filmpro.ru

Next Post

Как снять кино за гроши. Опыт Нолана и ещё 9 больших режиссёров

Рассказываем, как и на чем приходилось экономить создателям хороших картин Нехватка бюджета — бич не только независимых проектов и начинающих режиссёров, он может щёлкнуть по каждому. Но всегда ли это плохо и может похоронить фильм? Вот 10 примеров обратного — а с ними и рецепты экономии, которые могут помочь начинающим […]