В Нижнем Новгороде в два уикенда — со 2 по 4 и с 9 по 11 августа — пройдёт театральный фестиваль «СПЕЦИФИК». Все спектакли, в которых сценой становятся различные городские пространства, режиссёры создают специально для этого смотра.
«СПЕЦИФИК» – это первый в Нижнем Новгороде фестиваль, посвящённый направлению сайт-специфик. Его второй год проводит Центр театрального мастерства (ЦТМ) – независимая площадка, которая с 2016 года занимается развитием актуального театра в городе.
Каждый спектакль программы проходит в особой локации на территории города, и все они, по замыслу организаторов, становятся «не просто оформлением, а главным решением постановок и полноправными участниками действия». Выбор не случаен: «В места, обладающие локальным символизмом, авторы помещают материал, согласующийся с их смыслами», — говорится в пресс-релизе проекта.
Фестиваль состоит из трёх смысловых блоков: «Текст в городе» объединяет спектакли основной программы, которые созданы на основе классической литературы и будут представлены на крупных площадках, «олицетворяющих значимые символы города»; «Эксперимент» показывает режиссёрские «интерпретации отличительных черт Нижнего»; «Город как арт-пространство» «станет площадкой для коллабораций фестиваля, нижегородских институций и деятелей культуры и искусства».
Генеральный продюсер фестиваля и худрук ЦТМ Евгений Пыхтин рассказывает: «Нам важно удивить — сделать спектакль там, где его не должно быть: задействовать целый особняк или двор спального района, поместить действие в трамвай, совершить путешествие к локации постановки вместе со зрителями на лодках, выйти на стадион. Все спектакли и события фестиваля идут в значимых для горожан местах: локация — не фон, а главный герой, смысловая необходимость, фактура, с которой взаимодействуют артисты и художники».
В первый уикенд фестиваля Сойжин Жамбалова представит свою интерпретацию «Последних» Горького — ключевого для Нижнего Новгорода автора. Местом действия станет Дом Сироткина на Верхне-Волжской набережной — образец неоклассицизма 1910-х годов, построенный братьями Весниными. В версии Жамбаловой за историей распада семьи зрители будут «подсматривать сквозь забор и сад».
Ученик Андрея Могучего Арсений Мещеряков поместит героев «Самоубийцы» Эрдмана, живущих в коммунальной квартире, во двор конструктивистского дома-коммуны «Культурная революция». Это здание, как и пьеса Эрдмана, было создано в конце 1920-х, но, в отличие от неё, воплощало веру в утопическую возможность сосуществования людей в едином пространстве с «частично обобществлённым бытом». Создателей спектакля занимает вопрос о том, реально ли «ужиться, будучи индивидуальными, имея разные взгляды и потребности».
В спектакле Ивана Пачина «Карамазов» по мотивам романа Достоевского пространство локомотивного депо завода «Красное Сормово» станет метафорическим «местом пересборки личности и разговора с самим собой». Поскольку обычно депо скрыто от посторонних глаз, то его «ворота становятся порталом в мир души героя», терзаемого сложными вопросами Алёши Карамазова.
Любопытно, что, в отличие от Достоевского, Андрей Платонов — главный в отечественной литературе поклонник поездов — будет помещён на фестивале совсем в другую (и отнюдь не «техногенную») локацию. Владимир Золотарь, экс-главреж Нижегородского ТЮЗа, выбрал для постановки платоновской «Фро» Зелёную пристань на Стрелке — в месте слияния Оки и Волги. Метафорой в его спектакле становится река — как образ «большой жизни, из которой героиня Платонова становится выключенной из-за своей зависимости от другого».
Полная программа фестиваля ещё не опубликована, следить за обновлениями можно по ссылке.
Источник: oteatre.info