Коллективный сон, ставший явью

Коллективный сон, ставший явью

В июле в «ГЭС-2» прошли показы спектакля «Лаборатория сна» с участием незрячих, слабовидящих людей и зрячих профессиональных актеров. О премьере  рассказывает одна из участниц фестиваля, Анна Шалунова.

Видят ли незрячие люди сны? Да. Какие они, эти сны? Такие же, как и у зрячих. Все зависит от восприятия, визуальный опыт не так уж важен. 

Разный визуальный опыт – характеристика участников театральной лаборатории «Приснилось», которую ведет актриса и режиссер Саша Никитина в доме культуры «ГЭС-2». В ней полгода занимались зрячие (это были профессиональные актеры), а также слабовидящие и незрячие люди. Все они были набраны по открытому конкурсу, где нужно было поделиться своим сновидением. Результат исследования снов театральными методами воплотился в спектакль «Лаборатория сна».

В «ГЭС-2» практически с самого открытия есть программа доступности и инклюзии, кураторы которой реализуют как постоянные проекты, так и разовые события. Среди них нередко встречаются театральные лаборатории, где люди самых разных профессий и компетенций совместно с театральными деятелями и художниками создают спектакли. За два последних сезона вышли «(Не)трудный возраст» (режиссёром также выступила Саша Никитина) – с участием молодых взрослых с нейроотличиями и студентов магистерской программы «Социальный театр» ГИТИСа Елены Ковальской и Кристины Матвиенко; два спектакля «МУМУ» (один поставила Женя Беркович, другой Юлия Скирина) с участием глухих, слабослышащих и CODA (детей глухих родителей); а также спектакли проекта «Театр горожан и граждан» магистерской программы «Социальный театр»: «Жолугууга милдету» (поставили Настя Бабаева и автор данного текста) – с участием сотрудников клининговой службы; «Я знаю, что будет дальше» Анастасии Жуковой и Дарьи Гуськовой с подростками и «Не по сценарию» Дарьи Поповой и Ольги Городиской – с девушками, ставшими матерями в юном возрасте.

Все эти спектакли – документальные и свидетельские. В них люди рассказывают личные истории или рассуждают на появившиеся в процессе работы темы, являют самих себя, а не далекие от действительности образы. В «МУМУ», например, через факты из биографий участников складывается картина мира глухого человека. В «(Не)трудном возрасте» из забавных и грустных рассказов о прошлом создается многоликий калейдоскоп детства. В «Жолугууга милдету» приглашают разделить право быть собой где угодно и когда угодно, гуляя по дому культуры.

«Приснилось» – продолжение развития театрального направления программ доступности и инклюзии. И первый опыт подобного проекта с участием незрячих и слабовидящих. При этом ранее в «ГЭС» выпускали танцперформансы с участием незрячих (как «Шаг в пространство через танец» Галины Луппо), а весной текущего года появился спектакль Марселя Смердова «Сны Алисы», ориентированный как на зрячих, так и на незрячих зрителей. В нём актеры создавали доступную среду с помощью тактильных и звуковых воздействий, рассказывая о приключениях Алисы в Зазеркалье. Зрячим посетителям можно было закрыть глаза, а можно было оставаться с открытыми – в любом случае происходило настоящее путешествие в сказку в сопровождении шустрой выдумщицы Алисы, которую слышно то там, то тут, и большого пушистого кролика, что обнимает каждого за плечи.

В «Лаборатории сна» инклюзивная среда возникала за счет состава участников и процессуальной работы. Содержание спектакля составлялось совместно на протяжении всей лаборатории. Это были еженедельные занятия, объединенные в тематические блоки: сторителлинг (за него отвечал Борис Павлович), актёрское мастерство (Александр Савчук), поэзия (Катерина Троепольская и Андрей Родионов). Параллельно проходила публичная программа – несколько лекций, в которых приглашенные спикеры рассказывали о снах с точки зрения науки и искусства. Так и собрались материалы, сотканные в единое полотно длинного (спектакль идет почти два часа) сновидения. 

При входе в актовый зал зрителей встречают зрячие актеры и приглашают изучить пространство спектакля еще до его начала. Незрячих и слабовидящих посетителей в этой прогулке сопровождают. А еще всем вручают наушники, чтобы послушать не вошедшие в показ истории участников о собственных снах вперемешку с научными фактами. 

Сцена разделена на зоны, каждая из которых имеет свое название. На арьерсцене – «лаборатория». Там два рабочих стола с книгами и записями, глюкофон, музыкальные чаши, укулеле и другие музыкальные инструменты, два флипчарта. Чуть утопленная вниз основная площадка объединяет четыре зоны мира сновидений: «между», «кошмары», «коммуникации», «абсурд». По коврам расставлено немного мебели от дивана и стула до стиральной машинки и надувного бассейна. Большая часть реквизита сшита: мягкие объемные цветы в кашпо, будильник, ноутбук, собачья косточка (с которой увлеченно игралась собака-поводырь Вита). По планшету разбросаны плюшевые звезды, руки, рыбьи хвосты и щупальца. Это недостающие детали огромного чудного животного из плюшевых рулонов – хранителя снов, раскинутого на арьерсцене. Их актеры прикрепляют к нему на протяжении всего действия в знак завершения темы. 

Пока бродишь по этому заполненному предметами пространству, окруженный спокойными, записанными заранее и суетно гудящими изве голосами, несколько теряешься: на чем концентрироваться? А за этой инсталляцией – целый спектакль. 

Он устроен как приглашение на эксперимент по исследованию сновидений, а все его участники, одетые в брючные белые костюмы с синими морскими звездами, именуются лаборантами. Актрисы Анастасия Редькина и Ангелина Селезнева выступают в роли ведущих. Они рассказывают о цели эксперимента, раскрывая детали проекта, проводят анкетирование, задавая зрителям вопросы о снах, и делают научные подводки к эпизодам, которые сопряжены с теми самыми зонами. Последовательность, в которой эпизоды исполняются, каждый раз случайна. Её задают зрители, вытягивая бумажки с соответствующими названиями.  

А уж историй этих столько, что довольно скоро они сливаются в гигантский, плотно наполненный событиями сон. Вот кто-то рассказывает, что видит замысловатые фантазийные миры, другой путешествует во времени, третий изживает кошмары и исполняет желания. А кого-то преследует сонный паралич или, наоборот, невозможность заснуть. На все случаи у лаборантов есть умные ответы: мол, так устроен наш мозг, в этом проявляются свойства памяти. Но куда интереснее саркастические репризы Руслана Алиева, который интерпретирует услышанное, взяв дедушкин сонник, надежно хранящийся в барабане стиральной машины. 

У зрячих актеров места в спектакле заметно больше, чем у незрячих. Ещё бы: не так часто актерам удаётся поговорить в театре о себе своими словами. Хотя в сценах, где это распределение сил меняется, «непрофессионализм» незрячих незаметен и вовсе. Их рассказы также интересно слушать, поскольку в таком театре следишь не за актёрским мастерством, а за природой человека – онв куда любопытнее, потому что реальна, а не фиктивна.

Помимо историй время от времени звучат магнетические и ласковые, как будто хорошо знакомые, колыбельные – сокровище спектакля. Их, сотканных из воспоминаний о прошлом и ассоциаций с ними, специально сочиняли на занятиях. А с помощью музыкальных инструментов и подручных средств в виде коробок, крафтовой бумаги, пузырчатой пленки, голосов и тел участники создают убаюкивающую партитуру волнующегося моря, просыпающегося на рассвете леса и других мест, в которых хорошо спится.

Погружение в спектакль-сон провоцируют в «Лаборатории» и другими способами. В зрительном зале на креслах разложены одеяла и огромные разноцветные игрушечные коты размером с человека. С ними так и клонит подремать. Расположиться можно и по периметру сцены на мягких креслах, укрывшись пледом. А одному из зрителей удается попасть на сцену (чтобы поспать) прямо во время спектакля. Лаборанты предлагают желающему из зала «заказать» сновидение. Зрителя усаживают на сцену, надевают на него чепчик-подушку, и тот называет произвольные параметры для сна: обстоятельства или ассоциации. А дальше предлагают другим зрителям по фразе сочинить такое сновидение. В это время лаборанты создают звуковой объем складывающейся истории.

Некоторые участники спектакля сидят в зале на первых рядах среди зрителей, как бы растягивая сценическое пространство своим присутствием. Но, несмотря на это и другие описанные элементы интерактивности с попыткой рушить четвертую стену, непосредственной встречи между нами всё же не случается. Но не в этом ценность спектакля. Участники, сидящие в зале, никак не коммуницируют со зрителями, и в итоге просто оказываются на сцене, когда начинаетс их эпизод. Кроме Янины Исаичкиной – она смотрит показ вместе с нами, описывает происходящее, отмечая важные действия и перемены. И её тифлокомментарий слышат все зрители, а не только незрячие и слабовидящие в индивидуальных наушниках, как это обычно бывает. Такой открытый ход ничуть не вторгается в нарратив спектакля, а, напротив, создает общее включающее поле. Тифлокомментарий становится не дополнением, учитывающим особые потребности, а органичной частью целого.

«Лаборатория сна» – всё ещё редкий пример того, как профессиональный театр (в данном случае в лице актеров в негосударственной институции) встречается людьми, которые в этом самом театре практически не представлены. И такое взаимодействие организует единое творческое пространство всеобщей представленности, где каждый презентует самого себя. Приснилось? Едва ли, это было наяву. 

 

Источник: oteatre.info

Next Post

Режиссёр Дэвид Линч заявил, что продолжит работу несмотря на болезнь

Американский режиссёр Дэвид Линч заявил, что продолжит работать несмотря на диагностированную эмфизему лёгких на фоне курения. Gettyimages.ru «Недавно я прошёл множество обследований, и хорошая новость заключается в том, что я в отличной форме, за исключением эмфиземы. Меня переполняет счастье, и я никогда не уйду на пенсию», — написал он в Х. Ранее Линч признался, что не может выходить из дома. В середине октября […]